Бюджетный профицит и дефицит. Что такое профицит бюджета и что с ним делать Что означает профицит бюджета

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета- это превышение расходов над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для . Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной ();
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств ().

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
  • реорганизация в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД ,

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета .

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от . В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:
  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
2. Внешние источники следующих видов:
  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Финансовая тематика изобилует множеством терминов, понимание которых для новичка может стать весьма проблематичным. Для того чтобы интересоваться финансовыми новостями и делать первые шаги в этой сфере необходимо знать ключевые термины в сфере финансов. Подразумевается, что новости о фондовом рынке ориентированы на образованную аудиторию, поэтому написаны они более сложным языком. Одним из ключевых терминов в финансах является профицит бюджета. Наверняка многие из нас сталкивались с этим понятием, но не всем знакомо его значение. В данной статье мы расскажем вам все, что необходимо знать о бюджетном профиците новичку и ответим на ключевой вопрос – что такое профицит бюджета.

Значение термина «профицит бюджета»

Профицит бюджета – это термин из сферы экономики, который значит, что доходы бюджета превышают его расходы. Проще говоря, профицит бюджета – это положительное сальдо. Бюджетный профицит принято разделять на первичный и вторичный. В первичный профицит не входит стоимость обслуживания долга, тогда как вторичный профицит учитывает выплаты по заимствованиям.

Функции профицита могут быть различными, он может использоваться на направление денежных средств на погашение вторичных обязательств; на уменьшение доходов от продажи имущества, как государственного, так и муниципального; на увеличение расходов; на сокращение налоговых доходов посредством изменения налогового законодательства.

Тем не менее, профицит при составлении бюджета складывается крайне редко.

Бюджетный профицит и дефицит

Термин профицит тесно соотносится с понятием дефицит. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, то есть понятие противоположное профициту. Профицит принято указывать с положительным знаком, в то время как дефицит – с отрицательным. Важно, что дефицит покрывается путем финансирования, размер которого равен дефициту, но при этом имеет противоположный знак.

Если в течение многих лет бюджет остается дефицитным, необходимо делать первые шаги по его урегулированию, а именно – создать бюджетный профицит или выработать возможности по сокращению длительного дефицита.

Кроме того, бюджет может быть сбалансированным, если количество доходов и расходов одинаково.

Однако с другой стороны, важным вопросом в решении этой проблемы становится расход бюджетных средств. Если они в развитие науки, техники, производства, это может способствовать привлечению дополнительных доходов в будущем. Из ходя из этого, бюджетный профицит не может быть главной целью.

Плюсы и минусы профицита государственного бюджета

Мы уже упоминали, что до сих пор не существует единой точки зрения касательно сбалансированности бюджета, есть сторонники как профицита, так и дефицита. Рассмотрим более детально плюсы и минусы бюджетного профицита.

В первую очередь перечислим положительные стороны профицита. Естественно, что в случае профицита в бюджете всегда есть запас средств, следовательно, у правительства той или другой страны есть резервы для покрытия непредвиденных расходов, которые могут появиться в случае катастроф или финансовых проблем. Кроме того, излишки бюджета, как правило, направляются на благие цели, такие как: накопление средств на крупные инвестиционные проекты, создание финансовой подушки и т.д. Еще одним плюсом является то, что при профицитом бюджете ослабевает давление на бизнес, так как профицит позволяет вести либеральную налоговую политику, как следствие, развитие экономики набирает темпы. Также профицитная экономика способствует тому, что ценные бумаги растут в цене, не зависимо от того, принадлежат они государству или частным компаниям.

Что касается минусов профицита, их тоже можно перечислить немало. Во-первых, если доходы превышают расходы, часть денег изымается из экономики, а это значит, что темпы роста постепенно замедляются: денег становится меньше – конкуренция за них уменьшается. Профицитное положение госбюджета часто говорит о том, что власти попросту не умеют распоряжаться бюджетными средствами. Получается, что они бездумно накапливают денежные запасы, вместо того, чтобы разумно стимулировать отдельные секторы экономики или улучшать инфраструктуру государства. Кроме того, профицит может стать показателем того, что в государстве ведется непродуманная налоговая политика, когда для достижения сбалансированности бюджета компании должны платить повышенные налоги.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что сам по себе профицит – это показатель наличия в государстве экономических проблем, а также способ их решения.

С понятием «бюджет» все более или менее знакомы, хотя очень часто встречается примитивное представление о нем, как о сумме денег, казне, которую можно расходовать в этом году. На самом деле это планирование доходов и расходов на какой-то период времени, чаще всего на год. Он может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.


В разрабатывает Министерство финансов, утверждает в трех чтениях Государственная Дума. Ежегодно мы наблюдаем баталии, разворачивающиеся между депутатами различных фракций в процессе его обсуждения. Чаще всего становится уже заранее запланированный профицит федерального бюджета на следующий год. Давайте разберемся.

Что такое Говоря упрощенным языком, это превышение доходов над расходами. С первого взгляда такое положение не может не радовать. Если мы зарабатываем больше, чем тратим, то это прекрасно! С другой стороны, давайте разберемся, что стоит за такими сухими словами, как доходы и расходы. Первые формируются в основном за счет двух статей: продажи природных энергоносителей (нефти и газа) и собираемых налогов. Куда же тратятся средства? У всех на слуху такое словосочетание, как «бюджетная сфера» - это жизни общества, как то здравоохранение, образование, армия, наука, социальная защита, охрана правопорядка, сфера управления и подобные. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое профицит бюджета, становится более отчетливым. В условиях нашего государства это означает высокие налоги, большое количество проданных природных ресурсов и неразвитые, недофинансированные бюджетные сферы, ежегодно урезаемые, несмотря на существующие законы о минимальных процентах, которые должны выделяться для них. В этой связи становятся понятны и депутатские баталии по данному вопросу.

Еще один закономерный вопрос, возникающий у населения страны, о том, куда идут профицитные деньги. Существует так называемый «Стабилизационный фонд», где аккумулируются излишки доходов от продажи нефти. По-простонародному, это деньги «на черный день». На 1 июля 2013 года фонд составляет более 84 млрд. долларов, примерно 4,2% годовых ВВП государства. При этом средства из этого фонда размещаются в иностранных активах, в то время как собственная экономика испытывает недостаток инвестиций. С одной стороны, думать о будущем, конечно, нужно, тем более, дефицит - мы хорошо знаем, что такое. Профицит бюджета формируется благодаря высоким ценам на нефть, но стоит ли продавать ее в таком количестве, чтобы держать доходы в заначке?

В качестве иллюстрации такого поведения позволю себе привести простую притчу. Хозяин вырастил хороший урожай картошки. Часть его он продал, чтобы купить другие необходимые товары, оплатить счета. Потом решил продать еще, чтобы сохранить деньги на будущее, мало ли что. В конце концов, посреди зимы у него закончилась собственная картошка, ему пришлось доставать заначку и покупать свою же картошку у соседа, но уже дороже. Таким образом, что такое профицит бюджета для этого хозяина понятно, это неработающие средства. Хотя в сравнении с государством приведенный пример слишком упрощен, он показывает основной принцип распределения средств. Было бы понятно, если бы в России не было проблем со здравоохранением, образованием и так далее, но при их наличии нужда в профицировании очень сомнительна.

По статистике, страны с профицитным бюджетом - это экспортеры нефти. Развитые же страны имеют стабильный в несколько процентов от ВВП, который подстегивает правительства к новым поискам лучших форм организации экономики и ведения хозяйства.

Таким образом, государственного бюджета - это неоднозначные понятия. В некоторых условиях это положительные факторы, в других - негативные. Они не могут в целом отражать экономическую ситуацию в стране и уровень жизни населения. На вопрос о том, что такое профицит бюджета для страны, мы можем ответить - это дополнительные возможности, а вот использованные или нет, это решается индивидуально каждым правительством.

Один из главных элементов формирования государственного плана доходов и расходов – сбалансированность бюджета. В идеальной экономической ситуации суммы затрат и поступлений должны быть равными. В реальности же показатели редко бывают одинаковыми. Отсюда возникают два понятия: дефицит и профицит бюджета. Это характеристика сложившегося результата экономической деятельности государства. Каждое из понятий двояко: долги не всегда пагубно влияют на страну, а выгоды порой достигаются не лучшим способом. Сбалансированность – главный залог успеха. Для того чтобы понять и осмыслить общую картину экономики страны, рассмотрим основные понятия: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Доходы страны

Проблема роста материальных выгод государства кроется в том, что основная их часть приходится на налоговые сборы. Около 84% от всей величины федерального бюджета составляют именно обязательные платежи граждан и юридических лиц. Остальная часть приходится на прибыль от внешнеэкономической деятельности, собственности, сдаваемой в аренду и средства, вырученные целевыми бюджетными фондами. Таким образом, дефицит и профицит государственного бюджета напрямую зависят от своевременности налоговых поступлений и их сумм.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Причины образования дефицита

На возникновение нежелательной экономической ситуации влияет множество факторов, причем как объективных, так и субъективных. Чаще всего превышение доходов над расходами происходит в следующих ситуациях:

  • упадок производства и его низкая производительность;
  • рост безработицы в стране;
  • неконтролируемый рост расходов;
  • большие затраты на содержание вооруженных сил, администрации.

Не всегда возникновение дефицита бюджета связано с отсутствием дальновидности и качественного планирования экономического положения государства. Нередко ситуацию подрывают чрезвычайные обстоятельства, военные действия, природные катаклизмы. Стоит также уделять внимание тому, на что именно тратятся дефицитные средства.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит государственного бюджета – это хорошо?

Когда разница между доходами и расходами остается положительной, можно говорить об остатке средств, своеобразной «прибыли». Все же увеличивающиеся деньги лучше, чем растущие долги. Так, наверное, рассудит практически каждый гражданин. Но экономисты так не считают. Да, профицит бюджета – это сэкономленные средства, которые обычно направляют на погашение государственных займов. При этом нельзя забывать о том, каким способом образовался положительный остаток. Если в связи с умышленным отсутствием финансирования отдельных субъектов экономики страны, то ничем хорошим в итоге это не закончится. Начнет хромать та отрасль, на которую пожалели денег, чтобы в общей картине выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Другой вопрос, если средства были направлены в нужном объеме, но их с умом использовали. Сэкономленная часть не нанесла ущерба деятельности субъекта и в то же время принесла дополнительную пользу государству. Получается двойная выгода. В таком случае профицит бюджета – это положительное явление.

Бездефицитность бюджетов разных уровней

Показатели экономической деятельности государства и административных подразделений могут различаться. Например, на местном уровне средств не хватает, образуются долги. А на общегосударственном уровне все хорошо: даже положительный остаток сформировался. Получается, профицит федерального бюджета еще не говорит о безупречном состоянии экономики.

Для качественного анализа все же необходимо рассматривать показатели местного, регионального, федерального и консолидированного бюджета. Разница конечных результатов зависит от множества факторов: достаточности финансирования, рационального использования, коррупции. В последние годы наиболее остро проблема сбалансированности бюджета стоит именно на местном и региональном уровне.

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [

По данным Минфина : доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы - 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП.

В 2010 году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы - 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП.

Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы - 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году - 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.

На общегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону - 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику - 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ - 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды - 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование - 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ - 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику - 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% - в 2011 году.

В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году - 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году - 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%).

Цены на нефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году - $90 за баррель и в 2011 году - $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году - 26,6 рубля за доллар, в 2011 году - 28 рублей за доллар.

Объем резервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния - 6 трлн 457,8 млрд рублей.

В 2009 году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния - 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...